Аудио Hi-Fi
|
Беспроводные технологии
|
Разработка электронных устройств
|
Модернизация
|
Ремонт техники
|
|
Аудиотехника
Видеотехника
Принтеры, копиры
Разное
|
|
Статьи, обзоры
|
"Нефиладельфийские" эксперименты над FA-002w
Если бы Sennheiser HD600 были бы мои и стоили так же как FA-002w, то, вопреки расхожему мнению, они тоже были бы сданы "на опыты". Тем более, производитель "провоцирует"
(в хорошем смысле) нашего брата экспериментатора предлагаемыми частями - демпферами, различным видом чашек. Это очень здорово - можно подстроить звук "под себя".
Итак, что, по моему мнению не хватает моим черепашкам-чебурашкам FA-002w:
-немного ватная нижняя середина, вызванная неравномерностями в области 200-800 Гц,
-небольшая крикливость в области 3 кГц. На моих графиках АЧХ эта нелинейность не прослеживается, однако дело в том, что в моем стенде не использована модель уха.
В графиках уважаемого Романа Кузнецова ( http://doctorhead.ru/catalogue/?i=1297 ) эта нелинейность четко видна, причем в этой частотной области слух имеет высокую чувствительность,
что подразумевает дополнительные требования к верности звучания.
-недостаток баса (собственно, не особо напрягает, в тех-же "600-х зенхах" его не больше).
С последним недостатком, я примирился - музыке он не большая помеха. А вот первые два заставили меня немного поразмыслить.
Эксперимент №20110225
Установка демпферов из кожи в чашки модели FA-003 в небольшой степени влияет на звучание. На мой взгляд в лучшую сторону, что было упомянуто в
обзоре Буковая сказка или реальный звук за реальные деньги.
Разница в нюансах звучания, я не могу однозначно описать её, т.к. в лоб сравнить две модели невозможно, а звуковая память человека
(в данном случае автора этих строк) коротка и не позволяет описать всё точно и беспристратсно. Пока преставляешь чашки, свежесть образов уходит.
Однако, как мне показалось, крикливость в области 3 кГц
не подравнялась, в отличие от других областей частот.
В своем обзоре ( http://forum.ixbt.com/topic.cgi?id=90:1548:552#552 ) уважаемый 31гдн также обращает свое внимание на этот вопрос. Я согласен, что, скорее всего,
в данном случае, имеет место зависимость не столько от демпфирования чашки как таковой, а скорее от расстояния до задней сстенки капсюля с отверстием
(где вставлен поролоновый демпфер).
Вывод - необходимо отдалить заднюю стенку чашки от капсюля, что и сделано в деревянных чашках версии FA-002w. Деревянные чаши точно стоят того, чтобы их установить
на FA-002\003.
Эксперимент №20110227
Руки чесались. Для начала я расточил чаши до объема 003-ей модели и амфитеатра с восемью ступенями и демпфировал мягкой замшей. На фото показана расточенная чашка в
сравнении с штатной пятиступенчатой:
По сравнению с FA-003 серединка в области 500-1200 Гц немного подровнялась и стало меньше крикливости в области 3кГц. Я стал играть параметрами ПАС и ФИ.
И вот здесь, могу сказать, что в штатной конфигурации ФИ настроены, пожалуй, оптимально. Увеличивая или уменьшая их (ФИ) сечения, я добивался различных
вариантов звучания, но они были "не те".
ПАС наушников я пытался заклеивать сегментарно, но это приводило к обозначению резонанса в области 180-200 Гц и к снижению оттачи на СЧ выше 1000 Гц (красная кривая).
Вывод - Чашки с большим объемом звучат близко к модели FA-003, но с меньшими огрехами - более ровной серединкой и с меньшей крикливостью.
Мне в таком исполении звук понравился.
Однако, надо признать, с родным объемом деревянных чашек наушники, как мне показалось, звучат немного интереснее. Однозначно, разработчики в
Fischer Audio GmbH неспроста выбрали именно такой объем чашек. Я, пожалуй, поторопился их растачивать :-) Надо было углубить дно на пару мм в области выходного отверстия капсюля и больше ничего не трогать.
А ещё мне было бы интересно узнать, какими параметрами обладают чашки с восемью ступенями в штатном исполнении (объем, расстояние до капсюля...). Про параметры
древесины мне сложно что-то предположить,всё-таки, как мне думается, для создания различного звучания,
разные ее сорта должны отличаться достаточно сильно...
Эксперимент №20110228
Меня не оставляла идея о схожести конструкции FA-002 с HD600. Я уже проводил эксперимент по превращению, но тогда данных было маловато. Сейчас я повторил его
и могу с резюмировать.
На графике показаны: АЧХ Sennheiser HD600 (чёрная кривая), АЧХ FA-003 (синяя кривая), АЧХ открытых наушников с тонкими велюровыми амбушюрами.
Для установления схожести в АЧХ FA-002 необходимо:
1.Снять демпферы с сеток
2. Сделать из высоких велюровых амбушюров тонкие (низкие)
3. Испортить наушники отрыванием ПАС и изготовить новый (более "открытый"). как и из чего не готов сказать, т.к. портить наушники не входит в мои планы. Жалко их,
и так отлично играют.
4. Испортить капсюли удалением части поролона в их отверстии. Это необходимо сделать для повышения их отдачи на НЧ. Однако, скорее всего, это не сработает,
т.к. у HD600 ярко выраженный резонанс в области 80-100 Гц, а у капсюлей FA его нет. Придется либо смириться или с басом, немного менее глубоким, чем
у HD600 или с горбом в области среднего баса.
5. Задавить излишнюю яркость тонким слоем дешёвого "неволшебного" поролона, как сделано в дорогих и "волшебных" HD-600 :-)
Вывод: не стоит делать из вполне достойных наушников жалкое подобие других, пусть и очень титулованых. вероятность того, что получится всё не так, как задумывалось, очень высока.
Эксперимент №20110228.2
К этому эксперименту я пришел практически случайно, когда издевался над наушниками, вкладывая вату в штатные чашки FA-002w. Вата заткнула один из ФИ, и я получил очень неплохой звук,
пусть менее басовитый, но с более ровной нижней серединкой. т.к. опилки наклеивать в чашки обратно я не могу, сейчас я повторил его, забивая "лишний" объем расточенных
чашек до первоначального объема плотной ватой, обвернутой замшей в виде валиков.
Немного я поторопился с "расточкой цилиндров" :-)
Еще ранее, этот метод изменения звучания описал уважаемый 31гдн (http://forum.ixbt.com/topic.cgi?id=90:1548:719#719).
НЧ и СЧ спрямляются, нушники становятся более нейтральными и выдержанными. Мне понравилось. Пожалуй, пока оставлю их в таком виде.
Вывод: на основании штатных деревянных чашек, можно получить еще один вариант звучания наушников, причем, очень достойный и музыкальный.
Надо призать, что с "доработкой" деревянных чашек я поторопился.Разработчики "Фишер Одио" не зря выбрали их объем именно таким. Звук меняется по сравнению с 003-ей моделью. Это уже другие наушники с другим звучанием.
Позднее, когда отслушаю на расточенных чашках больше музыкального материала, можно будет сказать точнее, что мне подходит больше.
Пожалуй, в своем исходном виде FA-002(3)w являются продуманными и сбалансированными наушниками, которые нельзя улучшить без значительного изменения их конструкции.
Причем сделать это может только очень опытный человек при наличии времени, средств, материальной базы и хорошего слуха. (это я не про себя).
Еще один плюс разработчикам!
А я пока опыты приостанавливаю...
После долгого перерыва, наконец, возвращаюсь к теме наушников FA-002w.
Материалы обзора, опубликованные выше, были замечены, что мне очень лестно, главными героями действа -
авторским коллективом Фишер Аудио. Мне было очень приятно узнать, что это не просто деловые люди, главной
целью которых является коммерческий успех их начинаний, но настоящие, цельные, творческие личности и энтузиасты.
Многие их проекты начаты и доведены до конечного потребителя благодаря их смелости и увлеченности,
зачастую в ущерб прибыльности предприятия. Их горячие сердца бьются в такт с сердцами меломанов на просторах
нашей Родины и за ее рубежом.
Простите мне пафос этих строк, но это правда, и я искренне хочу пожелать этому замечательному творческому
(именно творческому, а не коммерческому) коллективу успехов в их нелегком деле.
Мне было предложено испытать в деле чашки с многоступенчатым амфитеатром в буковом исполнении. Мне выслали буковые чашки
в продвинутом исполнении. Вот такие:
Однако я тоже, в
некоторой степени, энтузиаст, поэтому, свой многострадальный экземпляр чашек к тому времени я уже расточил и увеличил
их объем до модели FA-003. Именно из-за моей горячности и поспешности, не получилось сравнение "в лоб" стоковой и продвинутой
версии чашек. Тем более, для меня было отрадно получить модель чашек, в чём я потом убедился, с оптимальными свойствами.
Я провел достаточно мнего времени в наушниках, сделал замеры АЧХ, однако, выкладывать их здесь не буду, поскольку
они не столь очевидны. Надо все слушать. Далеко не всегда по графикам АЧх можно с достаточной степенью достоверности судить
о нюансах звучания.
Начну с того, что, пожалуй, объем деревянных чашек является специально подобранным для цельного восприятия музыки. Объем модели
FA-003 все-же несколько великоват, и немного подчеркивает мид-бас - это подтвердили замеры АЧХ.
Остальное- исключительно мои впечатления и субъективное мнение.
Звучание чашек в версии многоступенчатого амфитеатра отличается в нюансах. Оно более мягкое, нет излишней резкости,
присущей базовой версии. Из-за небольших отличий АЧХ правого и левого канала, однозначной интерпретации АЧХ, снятой
на моём измерительном стенде я дать не могу. Но по по моему мнению, звучание более комфортное и цельное. Резкость
женского вокала немного ушла. Пик в районе 3кГц остался, но не так режет слух. А может, я просто привык к подаче музыки
наушниками. Очень трудно сделать однозначный вывод.
Я понял одно. В версии FA-002w с многоступечатым амфитеатром и заткнутым ФИ (одним из двух) я получил музыкальное
звучание, передачу эмоций и объемность панорамы, которые воспринимаются очень комфортно. Музыка воспринимается абсолютно адекватно,
цельно, эмоционально, чего в других наушниках данной ценовой категории я не услышал. Да, есть огрехи АЧХ, да есть недостаток баса,
но музыкальности наушников это совершенно не вредит.
Вердикт таков: наушники - отличное решение для меломана с небольшим достатком, отличное решение для своих ушей, в которых можно услышать Музыку, замысел творца-композитора, быть ближе
к прекрасному, но эфимерному
миру звуков.
fin.
НАЗАД В РАЗДЕЛ СТАТЬИ
|
|